Часто в Уфе пассажиры жалуются на то, что маршрутчики ездят неаккуратно, лихачат на дорогах или устраивают гонки. Редакция UfacityNews.ru выслушала вторую сторону и узнала, можно ли назвать уфимских пассажиров адекватными. По понятным причинам имена водителей мы называть не будем – они дорожат своей работой, ведь им еще семью кормить.
«У меня адекватных пассажиров за день бывает человек 10. Я сам по себе неплохой водитель – ну где-то на четверочку, может, у меня по ОСАГО скидка 50% за безаварийное вождение. Бывает, нарушаю, но у нас, что греха таить, нарушает весь город – и легковые, и грузовые автомобили. Машина у меня в хорошем состоянии, есть кондиционер. Но люди всегда просят о каком-то комфорте и нормальном отношении. Я стараюсь не хамить, не грубить», – рассказывает один из водителей.
По словам мужчины, ежедневно он убирает за пассажирами горы мусора. «У нас есть такое понятие, как «круг». Например, я выехал с ДОКа до Телецентра, а потом обратно – это называется круг. Каждые полкруга я нахожу то полбулки хлеба, то упаковку от доширака, пустые бутылки, кожуру от семечек, весь автобус в жвачках, ободрана вся тонировка стекол, в которую я вкладывал свои деньги. Бывает, бабушки едут сад, везут в банках суп, а он проливается. Вот последний раз слышу – что-то стучит. Я подъезжаю к конечной, гляжу через зеркало назад (голову-то повернуть я не могу) – все пассажиры смотрят на пол. Все встали, молча рассчитались и ушли. Я испугался, думал, с машиной что-то случилось, пошел посмотрел – оказывается, у меня в салоне семь крупных яблок по полу катаются. Ну неужели никто из них не мог сказать мне?, – возмущается он. – Для меня именно это скорее является неадекватным поведением, нежели если кто-то пьяный пытался подраться. И кто после этого может требовать от меня адекватного поведения? Я иногда свою машину просто-напросто называю «скотовозка». Мне кажется, коров с фермы на убой везти куда приятнее – они хотя бы молчат едут».
Также водители недовольны тем, что пассажиры оплачивают проезд не полностью «Люди считают, что цену за проезд они сами устанавливают. Я же в магазин хожу, булка хлеба если 35 рублей стоит, я 35 и плачу. У нас проезд фиксированный – 30 рублей, значит, надо заплатить 30 рублей. Некоторые товарищи проедут две остановки и могут дать 20 рублей со словами: "Хватит Вам и 20 рублей"», – сетует мужчина.
Часто возникают споры по поводу оплаты проезда транспортной картой «Алга». «По поводу карточек мы можем бесконечно кидаться копьями друг в друга. Пассажиры могут жаловаться, что мы не принимаем, а мы – что у них карты пустые. Недавно женщина подходит, дает мне карточку, я ее прикладываю к терминалу, а терминал говорит, что она находится в каком-то стоп-листе, то есть платеж не проходит. Ну и сразу начинаются обвинения, клевета, оскорбления, якобы водители не хотят по карте принимать. А следующая девушка подходит – карту прикладываю, и сразу же выходит чек. Я говорю той женщине: «Вот смотрите, у нее оплата прошла». Она достает телефон, смотрит баланс свой и видит, что там минус. Пассажирка сразу меняется в лице, но никаких извинений за то, что гавкала на меня полторы минуты или что ошиблась, я не услышал», – жалуется водитель.
Об обвинениях пассажиров нам рассказал еще один маршрутчик. По его словам, водителей «вообще за людей не считают». «Водители автобусов – это для них третий сорт или даже четвертый. Я всегда своих коллег предупреждаю, чтобы не конфликтовали с пассажирами. Был такой случай. В автобус села девочка лет 10, одна без родителей. Она проморгала свою остановку и попросила водителя остановиться, он высадил ее. Через несколько дней на связь вышла мама ребенка и потребовала «срочно решать вопрос», иначе она «пойдет дальше», так как ее дочь высадили в неположенном месте. Мы извинились за водителя, встретились с ней и решили вопрос на месте – все-таки она сама была виновата, что отпустила ребенка одного», – рассказывает он.
«Сейчас люди знают, что за ДТП можно получить страховку, – продолжает шофер. –Например, при резком торможении ударились – и сразу бегут в травмпункт, не говорят водителю, что ударились в автобусе. А в травмпункте спрашивают: «Что случилось? Где ударились?» – «Да автобус затормозил, я ударился». Врачи снимают травмы и передают их в ГИБДД, и водителя лишают прав на срок от полугода, так как считается, что он оставил место ДТП».
Иногда пассажиров не устраивает мелочь, которой дают сдачу в маршрутках. «Например, дал мне пассажир 50 рублей, я даю ему сдачу мелочью по одному-два рубля. Или перед ним пассажир дал мелочью 25 рублей и я тому, кто дал 50, сразу эту горстку даю. А они, бывает, кидают мне ее обратно, ругаются: «Я Вам даю крупные деньги, а Вы мне мелочь», – сетует он. Некоторые возмущаются тем, что нет скидок по карте «Алга», так как везде рекламируется, что по ней проезд на 5 рублей дешевле. Нам приходится объяснять, что мы частные перевозчики, а скидка действует только в "Башавтотрансе"», – рассказал мужчина.